- Опубликовано: 17 ноября 2015
- Просмотры: 1408
Научно-практическая конференция, посвящённая 90-летию кафедры психиатрии и медицинской психологии Белорусского Государственного Медицинского Университета
18 декабря 2015, 10:00-12:30,
Минск, Долгиновский тракт, 152, ГУ «Республиканский научно-практический центр психического здоровья», лекционная аудитория кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ
Секция, предложенная практикующими специалистами в области охраны психического здоровья США: Ури Амит, Инна Розенцвит
Название: «Возвращаясь на круги своя: «Разговорная терапия» и нейропсихологические феномены»
Со времени Рене Декарта, философа и учёного XVII века, и до второй половины XX столетия, тело и душа, мозг и разум — были разделены как независящие друг от дуга сферы человеческого бытия. Вследствие этого подхода к деятельности человеческого организма, представления о том, что процессы, протекающие на уровне нейронов, кирпичиков мозга, и нервной системы, могут иметь отношение к заболеваниям тела и души, были невозожны. До недавнего времени, то же самое можно было сказать о взаимоотношениях между нейрональными процессами и «лечением словом», хотя последнее возможно только благодаря первому.
На протяжении последних 30-40 лет собралось достаточно свидетельств против дуалистического, Декартовского, подхода к взаимодействию разума и тела, что способствовало признанию модели тела, мозга, и психики как единой системы. Более того, с каждым днём появляется всё больше и больше исследовательских данных, свидетельствующих о том, что мозг обладает пластичностью и интегративной способностью, и что он реагирует на немедикаментозные терапевтические вмешательства не хуже, чем на фармакотерапию.
В соответствии со все возрастающим объемом знаний становится очевидным, что лица, перенесшие психологическую травму или жалующиеся на «соматический» дискомфорт, который невозможно объективизировать медицинскими методами, либо обнаруживающие дефицит нейронального развития, поддаются восстановлению и излечению с помощью «разговорной терапии».
Таким образом, применение полученных данных от нейронаук позволяет надеяться, что пациенты, страдающие расстройствами личности, поведенческими расстройствами, имеющие затруднения в межличностных отношениях, а также страдающие фетишизмом и парафилиями, могут также получить огромную пользу от «разговорной терапии».
Первой выступит доктор Инна Розенцвит, специалист в сфере неврологии и нейрореабилитации, прошедшая обучение в области психоанализа и психотерапии. Доктор И.Розенцвит работает в отделении нейрореабилитации Университета Нью Йорка, а также является членом факультета психотерапии и психоанализа Института Объектных Отношений и основателем Программы по нейропсихоанализу и Программы по изучению уз межу родителями и детьми. Доктор И.Розенцвит проведет обзор современных данных из области нейронауки, ее доклад будет посвящен связи между «разговорной терапией» и нервной системой, в частности головным мозгом.
Следующим выступит доктор Ури Амит, который является дипломатом Американского Колледжа Судебных экспертов, а также сертифицированным групповым и семейным психотерапевтом. Доктор Амит работал главным психологом судебного отделения в Массачусетсе, практикующим психологом в стационаре общепсихиатрического профиля и в настоящий момент вновь занимает должность старшего клинического психолога судебного подразделения. Доктор У.Амит также является членом факультета психологии в крупном исследовательском университете Нью Джерси и обучается в Институте Объектных Oтношений. Его доклад будет посвящен природе изменений, происходящих с «трудными пациентами» посредством «разговорной терапии».
Оба докладчика известны не только в пределах США, но и на международной арене.
21.12.15, 17:00 – 20:00 Семинар с молодыми психиатрами
Рабочий язык - русский
Минск, Долгиновский тракт, 152, ГУ «Республиканский научно-практический центр психического здоровья», лекционная аудитория кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ
Название: "Посттравматический рост: мудрость РАЗУМА; его клинические и нейропсихоаналитические аспекты"
«Однажды, оглядываясь назад, годы борьбы покажутся вам самыми прекрасными» - Зигмунд Фрейд
«Одно событие может пробудить в нас незнакомца, полностью неведомого нам» - Антуан Сент-Экзюпери
«Из военной школы жизни: что не убивает меня, делает меня сильнее» - Фридрих Ницше
«Счастье полезно для тела, но именно горе развивает мощь нашей психики» - Марсель Пруст
Цель этого семинара - ознакомить и продвинуть знание о посттравматическом росте (ПТР), а также о пользе понимания нейробиологических механизмов травмы и ПТР в клинической практике.
Существует значительное количество литературы, посвящённой негативным эффектам травмы и позитивным механизмам, которые человеческое сознание использует, встречаясь с травмой (сопротивляемость и копинг); и оба они отличаются от ПТР. Впервые описанный Calhoun и Tedeschi в 1999 году, ПТР предполагает позитивные психологические изменения («мудрость разума»), которые могут появиться в контексте травмы, боли и потери и вопреки им.
ПТР включает пять главных факторов: отношение к окружающим с большим состраданием; нахождение новых возможностей, личностной силы, духовного изменения и более глубокого понимания жизни. Как сказал доктор Бен Шахар, практикующий позитивную психологию, «ПТР ... возникает, когда мы интерпретируем или реинтерпретируем событие, и ищем, активно ищем смысл в том, что только что случилось с нами...». ПТР не является чем-то, что случается с каждым, кто перенёс травму, но его знаки важно узнавать и подкреплять.
Использование знаний о ПТР в клинической практике позволяет достичь всестороннего понимания процесса травматизации как такового, а также способности психики к преодолению травмы и исцелению. Данная информация способна объединить различные психотерапевтические подходы в аспекте понимания травмы и травматического процесса.
Участники этого интерактивного семинара будут исследовать следующие темы: 1) нейропластичность и нейроинтеграция как основные процессы, используемые нашим разумом (мозгом) при травме (в аспектах развития, в контексте отношений, привязанности и т. д.), а также во время ПТР 2) нейропсихообразовательный подход в клинической практике. Этот семинар включает в себя: 1) общую дискуссию о ПТР и нейробиологических феноменах и их клиническом применении 2) клинические примеры ПТР у людей с различными типами психологических травм, включая травмы медицинской (хронической) природы 3) ролевые игры, относящиеся к феномену ПТР (если позволит время).
22.12.15, 11:30-14:00 Семинар для работников ГУ «РНПЦ психического здоровья»
Рабочий язык - русский
Минск, Долгиновский тракт, 152, ГУ «Республиканский научно-практический центр психического здоровья», большой актовый зал
Название: "Театры разума: психосоматические ЗАБОЛЕВАНИЯ через призму психонейробиологии"
«Симптомы - это знаки, а не символы, и подчиняются соматическим, а не психическим законам» - Джойс МакДугал
«И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать...; сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого» (Бытие, 11:6-7)
Шандор Ферензи утверждал, что детская травма вызывается непонимаием между взрослыми и детьми — из-за «перепутывания языков» между ними, как это было в Библейской истории про Вавилонскую башню. Это недопонимание становится травмой и изменяет всю психическую структуру индивидуума, создаёт его/её Вавилонскую Башню, в которой нейробиологически предусмотренные отношения между телом и разумом, духом и материей, внутренним миром объектов и окружающей реальностью — всё смешивается и неправильно интерпретируется. Именно в этот момент берут начало психосоматическая болезненность и нарушения психо-социо-соматических отношений; далее они начинают жить собственной жизнью, находя своё собственное выражение.
Часто те из нас, кто предпринимает попытки помочь людям, страдающим соматическими заболеваниями (с очевидными телесноориентированными симптомами), сталкиваются с другим видом «непонимания языков», когда неправильно интерпретируют состояние разума или психосоциальную историю пациентов, недооценивают или не исследуют их.
Другая область исследований, важная для понимания психосоматической болезненности,— это хронический психологический стресс, его накопление в жизни человека и эффект, который он оказывает на медицинское и психическое состояние человека. В своей книге «Почему у зебр не бывает язв», Роберт Сапольский отмечает, что эволюционно мы довольно хорошо подготовлены к тому, чтобы выдерживать острый стресс и даже справляться с хроническими физическими проблемами, однако «постоянный психологический стресс является достаточно новым изобретением, существование которого в основном ориентировано на человека и других социальных приматов».
Этот семинар ориентирован на всех заинтересованных в понимании психосоматической болезненности «изнутри», через призму психонейробиологии. Он будет полезным любому, кто хотел бы устранить «непонимание языков» между самим собой, родителями или любимыми.
Темы/разделы дискуссии:
Структуры мозга-сознания-тела, «триединый мозг» и вегетативная нервная система, нейробиологические механизмы (нейропластичность, нейроинтеграция, синаптический прунинг, латерализация мозговых функций, коннектомы, нейронные сети, феномен совместного возбуждения и проведенияи т. д.), которые делают нас теми, кто мы есть.
Оценка уровней функционирования мозга-тела, основанных на феномене «триединого мозга» и, в свою очередь, понимание уровня, на котором до каждого индивидуального клиента можно «достучаться» терапевтически с обсуждением клинических примеров.
Нейроинтегративный подход к расстройствам взаимодействия тела-психики.
Подходы к осознаванию травмы как при расстройствах взаимодействия тела-психики, так и в обычной жизни.
23.12.15, 10:00-13:00
Семинар на базе УЗ «Минский городской клинический детский психоневрологический диспансер»
Минск, ул. Я. Лучины, 6-1н
Рабочий язык - русский
ЛЮБОВЬ ДО ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА: ПОНИМАНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ СВЯЗЕЙ И ТЕОРИИ ПРИВЯЗАННОСТИ СКВОЗЬ ПРИЗМУ НЕЙРОБИОЛОГИИ
Что видит ребенок, когда он смотрит на лицо матери? Я полагаю, что, обычно, то, что он видит - это он сам. Другими словами, когда мать смотрит на ребенка, именно то, как она выглядит, отражает то, что она видит. (D.W.Winnicott)
Принято считать, что родители (самые первые воспитатели) представляют собой микромир для ребенка, и что отношения в диаде мать-дитя определяют шаблоны для всех последующих действий ребенка в макромире на протяжении его развития. Разумеется, окружающая среда и эндогенные факторы (гормональный фон и пр.) также вносят вклад в формирование подобных шаблонов, а потому именно «природа и воспитание», но не «природа или воспитание» должны лежать в основе нашего понимания развития человека.
Известно, что из связей нашего детства мы конструируем «схемы», определяющие зависимость от других лиц, ценность себя самого и оценку себя как объекта чьей-то любви. Эти шаблоны и схемы содержатся в «операционной системе» «мозг-психика» каждого индивида в виде стилей привязанности до конца его жизни. Важно понимать, что эти шаблоны могут быть модифицированы / повреждены посредством фундаментальных нейробиологических механизмов нейропластичности и нейроинтеграции (среди прочих других), и что этот процесс «редактирования» происходит на протяжении всей жизни человека.
Важным является то, что одни и те же нейронные механизмы, обеспечивающие «правильное» редактирование, способны производить и «негативные» модификации, являясь причиной субъективного несчастья (как минимум), социально-психологической изоляции, либо значительных проблем, связанных со здоровьем.
Множество исследований и статистических данных указывают на высокую распространенность среди лиц, обращающихся к психотерапевту, проблем, произрастающих из детства, таких как неразрешенное отвержение, непроработанная утрата, насилие. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся у таких пациентов, варьируют от тяжелых обсессивно-компульсивных проявлений, проблем с самооценкой, самоуважением и межличностными отношениями до расстройств личности и психосоматических расстройств. Как сказал автор и иллюстратор детских книг Maurice Sendak, «Детство очень и очень каверзная штука, в плане выживания. Потому что, если одна вещь идет не так, или что угодно идет не так, а, как правило, что-то пойдет не так, то вы подвергаетесь угрозе как человеческое существо. И вам предстоит спотыкаться об это значительную часть своей жизни».
Обращаясь к позитивным аспектам вопроса, мы вынуждены признать, что людям свойственны такие феномены (в нейробиологическом смысле они снабжены ресурсами) как любовь, игра, способность быть в одиночестве, «материнская озабоченность» и т.д. Эти феномены были предложены к рассмотрению несколько десятилетий назад Donald Winnicott - врачом-педиатром и психоаналитиком - как результат собственных наблюдений и опыта работы с матерями и детьми, перенесшими травму во время Второй мировой войны и в послевоенное время. Сегодня эти понятия могут быть восприняты в новом контексте – с позиций нейробиологии.
На протяжении этого интерактивного семинара мы будем рассматривать некоторые основные механизмы психики, задействованные в феноменах привязанности, детской травмы и детско-родительских связей. Мы обратимся к анатомическим структурам и связям головного мозга (которые являются достаточно специфичными для нашего биологического вида) и полезным креативным модулям функционирования психики (которые отличаются у разных людей). Это позволит нам лучше понять, как подкрепить эту «любовь до первого взгляда» между родителями и детьми, и, следовательно, предотвратить человеческие страдания.
Темы / разделы дискуссии:
- Феномен привязанности, важный для понимания онтогенетического подхода в отношении личности/поведения/травмы. Поведение, основанное на привязанности / детско-родительских отношениях / травме.
- Механизмы взаимодействия головного мозга и психики, которые делают нас теми, кто мы есть, и которые могут быть модифицированы для достижения требуемых изменений или закрепления предыдущих достижений, и пр. Данный раздел будет включать следующие понятия: нейропластичность, нейроинтеграция, синаптический прунинг, латерализация головного мозга, коннектомы, нейрональные сети, феномен совместного возбуждения и проведения и пр.
- Оценка уровня функционирования системы мозг-психика, исходя из понятия «триединый мозг» и, в свою очередь, понимание уровня, на котором до каждого индивидуального клиента можно «достучаться» терапевтически с обсуждением клинических примеров.
- Нейроинтегративный подход к расстройствам взаимодействия тела-психики, нарушениям развития и при травме – работа с детьми и взрослыми.
- Подход, основанный на процессах осознавания в повседневной жизни и в случае травмы (в аспекте развития, отношений и пр.).
23.12.15, 13:30-16:30
Семинар на базе УЗ «Минский городской клинический детский психоневрологический диспансер»
Минск, ул. Я. Лучины, 6-1н
Рабочий язык - русский
ПСИХОНЕЙРООБРАЗОВАНИЕ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ РОСТ: ИНСТРУМЕНТЫ ИСЦЕЛЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ У КОТОРЫХ БЫЛ ДИАГНОСТИРОВАН АУТИЗМ
«Однажды, оглядываясь назад, годы борьбы покажутся вам самыми прекрасными» - Зигмунд Фрейд
«Одно событие может пробудить в нас незнакомца, полностью неведомого нам» - Антуан Сент-Экзюпери
«Из военной школы жизни: что не убивает меня, делает меня сильнее» - Фридрих Ницше
«Счастье полезно для тела, но именно горе развивает мощь нашей психики» - Марсель Пруст
Целью интерактивного семинара является ознакомление присутствующих с феноменом посттравматического роста (ПТР), распространение знаний о данном явлении и о пользе понимания нейробиологических механизмов аутизма, травмы и ПТР при работе с родителями детей, страдающих расстройствами аутистического спектра.
Существенный объем литературы посвящен негативному эффекту травмы, а также связанным с травмой позитивным изменениям психики (сопротивляемость и копинг), которые отличаются от ПТР. Впервые описанный Calhoun и Tedeschi в 1999 году, ПТР предполагает позитивные психологические изменения («мудрость разума»), которые могут появиться в контексте травмы, боли и потери и вопреки им.
ПТР включает в себя пять факторов: сострадание к окружающим, обнаружение новых возможностей, личностную силу, духовные изменения, более глубокое понимание ценности жизни. По определению доктора Ben Shahar, представителя позитивной психологии, «ПТР происходит тогда, когда мы интерпретируем и реинтерпретируем событие, и ищем, активно ищем смысл в том, что произошло с нами». ПТР не относится к числу процессов, происходящих со всеми людьми, перенесшими травму, однако его признаки важно распознавать и подкреплять. Травма родителей, чьи дети страдают аутизмом, включает так называемую «неопределенную/двусмысленную утрату» – когда ребенок не потерян в физическом смысле, однако родители вынуждены переносить его «утрату» вследствие психоневрологического заболевания.
Именно здесь психонейрообразование становится чрезвычайно полезным инструментом. Оно помогает родителям, воспитателям, учителям и профессионалам медицинской сферы перейти от перспектив аутизма, связанных с инвалидизацией и реабилитацией ребенка, к более целостной оценке заболевания с присущими ему особенностями, которые противопоставляются общей привычной нам картине функционирования человека. Вот где рождается мир надежды и возможностей. Знания о ПТР и психонейрообразовании в повседневной жизни родителей детей с аутизмом обеспечивают путь к исцелению психической травмы и связанной с ней «неопределенной потери».
Участники интерактивного семинара будут рассматривать следующие темы: 1) нейропластичность и нейроинтеграция как основные процессы, используемые нашей психикой при травме (в аспектах развития, отношения, привязанности и др.), в том числе при ПТР, 2) нейропсихообразовательный подход в работе с детьми, страдающими аутизмом, и их родителями.
Семинар будет включать: 1) Общую дискуссию о ПТР, соответствующих нейробиологических феноменах и их клиническом применении; 2) Обсуждение нейробиологических аспектов расстройств аутистического спектра; 3) Обсуждение «особых обстоятельств», объединяющих родителей детей, страдающих расстройствами развития («неопределенной потери», общественной стигмы и пр.).
Комментарии к новости
Комментарии могут читать и оставлять только зарегистрированные пользователи.
Белорусская Психиатрическая Ассоциация


