- Опубликовано: 18 февраля 2014
- Просмотры: 1842
По оценкам экспертов, примерно 60–70 тыс. белорусов, в основном девушек и молодых женщин, страдают отклонениями пищевого поведения. В год фиксируется около 1000 новых случаев заболевания нервной анорексией у представительниц прекрасного пола в возрасте от 13 до 23 лет.
Почему в условиях изобилия люди обрекают себя на голодание? Чем чревато такое расстройство? Насколько успешно лечится? Ответы на эти вопросы – в беседе с заведующим кафедрой психиатрии и медицинской психологии БГМУ, доктором медицинских наук, профессором Олегом Скугаревским.
Сесть на диету побуждает дефицит любви
– Полнота в юношеском возрасте – чаще фактор риска возникновения булимии. У большинства же пациентов, страдающих нервной анорексией, изначально нет избытка массы тела или ожирения. Девушки (зачастую именно они) начинают худеть на фоне заниженной самооценки, недовольства внешностью, желания быть красивее, привлечь к себе внимание и любовь. Объективно этому недугу подвержены покладистые, обязательные, отмеченные перфекционизмом личности. Не случайно анорексию называют еще болезнью отличниц.
Причины анорексии – в генетике, условиях жизни, влияниях среды. Пищевое поведение формируется начиная с этапа грудного вскармливания, прежде всего под влиянием матерей, которые обычно организуют питание в семьях. Любопытно, что масса тела, конституция ребенка в гораздо большей степени зависят от этих характеристик матери, нежели отца. Научно доказано: у женщин, страдающих нарушениями пищевого поведения, дети чаще имеют те же проблемы. Особенно это касается дочерей, которые в 40–60 % случаев наследуют даже методы нездорового похудения мам: жесткие ограничения в еде, вызов рвоты после приема пища и прочее. Поведенческий феномен может передаваться из поколения в поколение, усугубляя течение недуга.
По нашим наблюдениям, жертвами анорексии гораздо чаще становятся дети из неполных семей, семей с алкогольными зависимостями, там, где взрослые либо безучастно относятся к проблемам ребенка либо, наоборот, чрезмерно его опекают и контролируют каждый шаг. Анорексия – своеобразный маркер проблем между детьми и родителями. Во всяком случае, я не припомню ни одного пациента с нарушениями пищевого поведения из гармоничной, дружной, психологически здоровой семьи.
Толчком к таким расстройствам может стать пережитый в детстве и юности опыт физического или сексуального насилия.
Страховка от анорексии
– Да это так. Но в здоровых семьях, где родители участвуют в жизни ребенка, интересуются его взрослением, эти стереотипы развенчиваются, ему не дают пасть их жертвой. Кроме того, во всем мире в рамках занятий наподобие "Основ безопасной жизнедеятельности" ребят обучают принимать себя со своей внешностью какой она есть.
Наибольшая чувствительность к такого рода знаниям – в возрасте от 6 до 11 лет. Это своеобразная страховка против нарушений пищевого поведения. Сейчас дети рано начинают заниматься в танцевальных кружках, спортивных секциях, клубах, посещать модельные агентства. В подростковом возрасте взросление сопровождают довольно резкие изменения внешнего облика. Изменяются пропорции участков тела, которые в обыденном сознании связаны с полнотой: живот, бедра, грудь… С психологической точки зрения подросток часто не успевает принимать свое взрослеющее тело. В этот момент тренеры нередко не находят ничего лучшего, чем посоветовать сесть на диету. Девочки начинают отказываться от еды, голодать. Мальчики обычно еще увеличивают физическую нагрузку, наращивают мышечную массу.
– Для того чтобы женщина реализовала свой детородный потенциал, важен не столько вес, сколько пропорция окружности талии к окружности бедер. Лучше всего, если этот коэффициент ниже 0,75. Округлые бедра в женской фигуре – предусмотренная природой особенность, с которой активно борется современная индустрия красоты.
– Недавно проведенное с нашим участием самое большое в мире, по оценкам ВОЗ, исследование детского здоровья доказало: чем дольше мама кормит малыша грудью, тем ниже у него вероятность в будущем иметь отклонения пищевого поведения. Отклонения пищевого поведения от нормативного (например, диеты) – это не нарушения, но часто они предвестник их развития. Жесткие диеты несут высокий риск возникновения нервной анорексии. Отказываясь от грудного вскармливания, боясь располнеть, молодые мамы подрывают здоровье последующих поколений.
Кто излечит?
– Нарушения пищевого поведения влекут за собой целый ряд соматических проблем. И пациенты идут к гастроэнтерологам, эндокринологам, терапевтам, неврологам, гинекологам. Но они лечат симптомы недуга. А глубинно помочь этой категории могут только специалисты в области психического здоровья, к которым наши сограждане по-прежнему боятся обращаться. В результате время вмешательства в проблему откладывается, сроки возможного излечения отодвигаются. Это тот психосоциальный фильтр, который мешает получить своевременную помощь. Стойкого исцеления достигают далеко не все больные анорексией.
– Прежде всего это психотерапия. Причем ей должен подвергнуться не только сам больной, но и члены его семьи: от их поведения тоже многое зависит. Но это лечение назначают, когда остановлены биологические процессы умирания тела, налажена пищевая реабилитация больного. Средняя продолжительность психотерапевтической помощи при нервной анорексии – 5 лет. Если к лечению приступают позже, чем через 3 года с момента начала нервной анорексии, вероятность избавления от нее не превышает 30%.
О феномене "голодное поведение"
Комментарии к новости
Комментарии могут читать и оставлять только зарегистрированные пользователи.
Белорусская Психиатрическая Ассоциация


