С 25 по 30 июня 2017 года в Оксфорде, Великобритании под руководством Европейского колледжа нейропсихофармакологии (European College of Neuropsychopharmacology) была проведена очередная  ежегодная летняя школа для молодых специалистов. Программа  обучения включала в себя постерные сессии, дискуссии, учебно-практические семинары и лекции на  актуальные  темы  в области  нейропсихофармакологии, психиатрии, лечения и диагностики психических расстройств. В частности, большое внимание было уделено тревожным, аффективным расстройствам, расстройствам шизофренического спектра и их терапии, клинической психофармакологии антипсихотиков и антидепрессантов, а так же  новой классификации психотропных веществ. Помимо этого были проведены специальные обучающие сессии по ключевым вопросам  в области мета-анализа:  от стандартного  до сетевого мета-анализа. Более того, для молодых специалистов была предоставлена возможность обменяться  опытом и  установить профессиональные контакты с иностранными коллегами, как молодого, так и более старшего поколения.

  Докладчиками и преподавателями  в этом году  являлись  Guy Goodwin,  Paola Dazzan , Gerard R. Dawson, Hamish McAllister-Williams (Великобритания),  Joseph Zohar (Израиль), Borwin Bandelow  (Германия), Celso Arango (Испания), Adriani Nikolakopoulou (Швейцария), Wiepke Cahn,  Henricus G. Ruhe (Нидерланды) и Philippe Nuss, (Франция).

  Вводная лекция Guy Goodwin была посвящена истории,  современным концепциям и проблемным вопросам  психиатрии в целом. Профессор отметил, что на текущий момент имеется существенный разрыв между миром научных  исследований и  клиническим применением полученных знаний в области психиатрии, что приводит, в свою очередь, к множеству антинаучных дискуссий.

 С целью развития и совершенствования лидерских  качеств  и организаторских способностей у молодых специалистов Guy Goodwin  прочёл обучающую  лекцию о том, как правильно организовать  научную встречу и  получить финансирование, правильно сформировав цели, задачи и идею мероприятия. Кроме этого докладчик подчеркнул основные ошибки, которые обычно совершаются при подготовке к выступлениям  и  во время презентации научных работ.

 



Презентация профессора Joseph Zohar была посвящена новой номенклатуре психотропных веществ, основанной на фармакологических эффектах  лекарственных препаратов (Neuroscience based nomenclature - NbN). Докладчик подчеркнул, что на данный момент существующая классификация не отражает в полной мере современное понимание нейропсихофармакологии психотропных препаратов и базируется лишь на симптоматике заболевания. Помимо этого,  классификация,  основанная  лишь на показаниях к применению приводит в замешательство пациентов (например, при  назначении антипсихотика  во время депрессии у пациента возникает вопрос о целесообразности приёма  «лекарства от шизофрении» во время расстройства настроения)  и не даёт возможности врачу сделать осознанное назначение лечения (учесть побочные эффекты, нейробиологию препарата и лекарственное взаимодействие). В настоящее время приложение NbN - 2 (последняя, усовершенствованная версия предыдущей версии NbN) можно  скачать в  Google Play и  iTunes App Store на английском языке. Приложение бесплатное и работа с программой не требует подключения к интернету. Кроме этого недавно было разработана  NbN специально для детской и подростковой психиатрии  (Neuroscience based nomenclature Child and Adolescent - NbN C&A), которая тоже находится в свободном доступе для специалистов. 

 В процессе семинаров и  лекций на тему тревожных, аффективных расстройств, шизофрении и их терапии молодым врачам была дана возможность ознакомиться с существующими одобренными и наиболее эффективными методами терапии этих состояний.  Помимо этого можно  было обсудить сложные клинические и резистентные к терапии случаи из практики со специалистом в каждой из областей (Borwin Bandelow, Joseph Zohar, Paola Dazzan, Wiepke Cahn, Celso Arango, Hamish McAllister-Williams и др.),  а так же поделиться собственными знаниями и подходами к лечению, которые на данный момент используются в различных странах мира.

В лекции, посвящённой причинам и лечению резистентных депрессий, профессор Hamish McAllister-Williams рассмотрел основные аспекты успешного подхода к терапии данных состояний: своевременное начало лечения,  наличие чёткой фармакологической стратегии (использование существующих протоколов и проверенных препаратов), а так же мониторирование действия лекарственных средств.  При отсутствии эффекта, докладчик подчеркнул,  возможно применение аугментации в терапии (модафинил, целекоксиб), стимуляции вагусного нерва,  электро-судорожной терапии (ЭСТ), транскраниальной магнитной стимуляции (Repetitive Transcranial Magnetic Stimulation) и так далее. В возникновении же самой резистентности, по словам  профессора,  играет немаловажную роль наличие факторов, связанных с самим пациентом: отсутствие приверженности к лечению и соблюдения назначений врача, различные коморбидные состояния (личностные особенности, тревога, соматическая патология, психотическая симптоматика и присутствие продолжительного стресса), а так же частые обострения и хронификация болезненного процесса.

Wiepke Cahn в своей лекции о лечении шизофрении коснулся таких вопросов, как  продолжительность жизни данных пациентов, снижение которой связано с суицидальным риском, приёмом антипсихотиков (побочные эффекты),  наличием различных соматических коморбидностей (диабет) и нездоровым образом жизни (курение, неправильное питание). Кроме этого докладчик предложил возможные способы коррекции вышеописанных состояний. Так, например, выполнение пациентами физических упражнений, по результатам некоторых исследований,  может улучшить клиническую симптоматику и  течение заболевания, а так же замедляет развитие прогрессирующих (в результате болезни)  изменений в  головном мозге. 

  В ходе интерактивной обучающей сессии, организованной Adriani Nikolakopoulou и Celso Arango, участникам летней школы была представлена доступная информация  о мета-анализе, условиях и целях его проведения с наглядными примерами. Преподавателями были освещены основные базовые знания и ключевые моменты в области статистики с целью оптимизации работы  врачей-клиницистов и молодых учёных с научными статьями и  для повышения грамотности в этой сфере.

  В заключение нужно отметить, что основной функцией Европейского колледжа нейропсихофармакологии является  совершенствование и распространение новых знаний среди молодых специалистов в области нейропсихофармакологии.  Более того, участие  в обучающих мероприятиях, проводимых данной организацией,  помогает установить новые профессиональные связи с коллегами из различных стран мира. 




 На данный момент уже открыта подача новых заявок на участие в летних школах на предстоящий 2018 год,  которое, в свою очередь, спонсируется Европейским колледжем нейропсихофармакологии. Сроки и  основные условия можно посмотреть по следующей ссылке: https://www.ecnp.eu/junior-scientists/ecnp-school.aspx



Комментарии к новости

Комментарии могут читать и оставлять только зарегистрированные пользователи.